КГБ СССР (совершенно секретно) [1955 год]: “Порядок рассмотрения заявлений граждан с запросами о судьбе лиц, осужденных к ВМН”.

В нашем распоряжении оказался документ исключительной важности!

РАСШИФРОВКА


410

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

ПРЕДСЕДАТЕЛЯМ КОМИТЕТОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ при СОВЕТАХ МИНИСТРОВ СОЮЗНЫХ и АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК.

НАЧАЛЬНИКАМ УПРАВЛЕНИЙ КОМИТЕТА ГОСБЕЗОПАСНОСТИ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР по КРАЯМ и ОБЛАСТЯМ.

Устанавливается следующий порядок рассмотрения заявлений граждан с запросами о судьбе лиц, осужденных к ВМН быв. Колонией ОГПУ, тройками ПП ОГПУ и НКВД-УНКВД, Особым совещанием при НКВД СССР, а также Военной Коллегией Верховного Суда СССР по делам, расследование по которым производилось органами госбезопасности:

1. На запросы граждан о судьбе осужденных за контрреволюционную деятельность к ВМН. Коллегией ОГПУ, тройками ПП ОГПУ и НКВД-УНКВД, Особым совещанием при НКВД СССР органы КГБ сообщают устно, что осужденные были приговорены к 10 годам ИТЛ и мерли в местах заключения.

Такие ответы, как правило, даются только членам семьи осужденного: родителям, жене – мужу, детям, братьям – сестрам. Гражданам, проживающим вне областных, краевых и республиканских центров, устные ответы даются через районные аппараты КГБ, а там, где таковых нет, – через районные аппараты милиции, согласно письменному уведомлению органа КГБ в каждом отдельным случае.

2. В необходимых случаях при разрешении родственниками осужденных имущественных и правовых вопросов (оформление наследства, раздел имущества, оформление пенсии, регистрация брака) и других случаев по требованиям родственников производится регистрация смерти осужденных к ВМН в ЗАГСах по месту их жительства до ареста, после чего родственникам выдается установленного образца свидетельство о смерти осужденного.

В таком же порядке регистрируется смерть осужденных к ВМН, если они впоследствии были реабилитированы.

3. Решения о регистрации смерти осужденных по делам, расследование по которым производилось по линии органов государственной безопасности, принимаются председателями комитетов госбезопасности при Советах Министров союзных и автономных республик, начальниками краевых и областных управлений КГБ (в том числе управлений областей республиканского и краевого подчинения).

4. Указания ЗАГСам о регистрации смерти осужденных деются органами КГБ через управления милиции. В них сообщаются: фамилия, имя отчество, год рождения и дата смерти осужденного (определяется в пределах десяти лет со дня его ареста), а причина смерти (приблизительно) и место жительства осужденного до ареста.

5. Регистрация в ЗАГСах смерти осужденных Военной Коллегией Верховного Суда СССР производится по указаниям Военной Коллегии Верховного Суда СССР.

6. О данных заявителям ответах о смерти осужденных учетно-архивные отделы КГБ-УМВД по месту ведения следствия для производства отметок в оперативно-справочных картотеках с обязательным указанием сообщенной заявителю даты и причины смерти. Если смерть зарегистрирована в ЗАГСе, в учетных карточках оперативно-справочных картотеках МВД-УМВД делается запись “Смерть зарегистрирована в ЗАГСе”. Одновременно учетно-архивные отделы КГБ-УКГБ направляют соответствующие уведомления в Первый спецотдел МВД СССР для производства таких же отметок в Центральной оперативно-справочной картотеке.

Если осужденные в результате пересмотра дела реабилитированы и сняты с оперативного учета, отметки о данных заявителям ответах производятся в учетных карточках на прекращенные дела.

7. Переписка по заявлениям граждан о судьбах осужденных к ВМН приобщается к архивно-следственным делам на осужденных.

Председатель Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР генерал армии И. СЕРОВ.

№ 108сс

24 августа 1955 года

гор. Москва


НАШ КОММЕНТАРИЙ

Сразу несколько моментов.

Первое.

Пункт №7 – “Переписка по заявлениям граждан о судьбах осужденных в ВМН приобщается к архивно-следственным делам на осужденных.”

Тем самым можно предположить, что том номер 3 расстрельного дела КАРАГОДИНА Степана Ивановича 1937 года – это и есть эти самые материалы – переписка, запросы и пр.

Второе.

Исходя из документа становится окончательно (неопровержимо доказано-документально) понятно, почему из списка расстрелянных по делу 1937-1938 года не на всех есть данные в ЗАГСе. Т.е. вполне можно допустить, что на тех лиц на кого нет данных – у них просто не осталось родственников и не были сделаны запросы {наша ранее выработанная гипотеза тем самым подтверждается}. Кроме того, судя по этому документу, становится понятно почему в одних свидетельствах о смерти в ЗАГСе причина смерти верна (исправленная), а в других по прежнему сфальсифицирована.

Последнее обновление: Четверг, 20 октября, 2016 в 13:29